Правовой ресурсный центр "Третий сектор"
Информационный портал Правового ресурсного центра "Третий сектор"

Просветительская деятельность НКО

Правовой путеводитель
Артем Селитраров
Юрист, руководитель АНО "Третий сектор",
эксперт в сфере правового регулирования некоммерческих организаций
12 июля 2022 года вступили в силу правила осуществления просветительской деятельности. Учитывать новые правила проведения просветительских мероприятий в условиях изменения законодательства обязаны и некоммерческие организации. Давайте разбираться.

Просветительская деятельность:
правовое регулирование

Регламентация просветительской деятельности связана с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 1 июля 2022 г. N 1195
"Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности"

Что такое просветительская деятельность

Статья 2 Федерального закона "Об образовании в РФ"
Это деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ, но затрагивает отношения, регулируемые Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Общие требования к осуществлению просветительской деятельности
Общие требования к осуществлению просветительской деятельности появились в статье 12.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в 2021 году. При этом порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля были определены Правительством Российской Федерации спустя в год в Постановлении Правительства РФ от 1 июля 2022 года N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности".



Артем Селитраров
Комментарий юриста
Прежде чем говорить про просветительскую деятельность, давайте четко для себя определим отличия образовательной деятельности от просветительской. Ключевая мысль заключается в том, что просветительская деятельность осуществляемая вне рамок образовательных программ.

С одной стороны организации, осуществляющие образовательную деятельность, чья деятельность лицензируется. Здесь мы говорим про реализацию конкретного вида образовательной программы (например, реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации).

С другой стороны иная деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции. Например, информационные семинары, мастер-классы и т.д. Правовая форма такой деятельности, как правило, носит информационный или консультационный характер. Образовательных отношений в этом случае не возникает.

Образовательной деятельностью могут заниматься только организации, которые имеют лицензию на реализацию образовательных программ. Организаторами просветительской деятельности могут выступать разные субъекты вне зависимости от наличия или отсутствия лицензии на ведение образовательной деятельности - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной и муниципальной власти.


Направленность просветительской деятельности
Содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации.
Организаторы просветительской деятельности
Кем осуществляется просветительская деятельность?
  • 1
    Органы власти
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления
  • 2
    Уполномоченные организации
    Уполномоченные органами власти организации
  • 3
    Юридические лица
    Юридические лица разного вида и разной формы собственности (коммерческие и некоммерческие организации, в том числе организации с участием органов государственной или муниципальной власти).
  • 4
    Физические лица
    Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели
На организатора просветительской деятельности (каковым может быть признан любой субъект, занимающийся "просвещением") возлагается обязанность не использовать эту деятельность для для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Кроме того, нельзя распространять сведения, указанные в ч. 1 ст. 10.6 Федерального Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (призывы к совершению преступлений, экстремистские материалы материалы, пропагандирующие культ насилия и жестокости, содержащие нецензурную брань и др.).
Формы просветительской деятельности
Просветительская деятельность может реализовываться в форме:

лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Артем Селитраров
Комментарий юриста
Из приведенного перечня форм просветительской деятельность, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 1 июля 2022 года N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности", мы видим, что перечень является открытым.

Признание деятельности просветительской будет зависеть от ее направленности. Закон говорит, что такая деятельность должна быть направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Таким образом, если есть признаки просветительской деятельности по ее содержанию, что фактически любое информационное мероприятие некоммерческой организации может быть признано просветительским вне зависимости от его вида (семинар, групповая консультация и т.п.) и формы (онлайн или офлайн).
Уведомление
о планируемом осуществлении просветительской деятельности
Уведомление о планируемом осуществлении просветительской деятельности
Организатор просветительской деятельности, осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Министерство просвещения Российской Федерации с приложением программы просветительской деятельности не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации.

Форма и порядок направления такого уведомления и прилагаемых к нему документов определяется Министерством просвещения Российской Федерации.
Исключение из правил

Данная обязанность не распространяются на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, уведомление необходимо направлять при наличии одновременно следующих двух обстоятельств:

1) просветительское мероприятия проводится в отношении несовершеннолетних;
2) просветительское мероприятие проводится с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исключение составляют случаи, когда организатором просветительской деятельности выступают органы власти и уполномоченные ими организации, а также если такая деятельность осуществляется полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета.

Артем Селитраров
Комментарий юриста
Обращаю внимание на указание в исключениях источника финансирования - гранты в форме субсидий из средств федерального бюджета (полностью или частично). Таким образом, гранты из иных уровней бюджета под исключение не подпадают - речь идет про местные и региональные гранты.

Приведу пример: НКО выиграла конкурс на предоставление гранта из бюджета региона по линии одного из региональных министерств. Если в рамках проекта будут просветительские мероприятия, где целевая аудитория несовершеннолетние дети, то НКО обязана будет направить соответствующее уведомление. Аналогично и с муниципальными субсидиями.

Гранты от ФПГ: пока нет разъяснений в отношении средств, полученных на федеральном уровне от Фонда президентских грантов (ФПГ). Если следовать букве закона*, то формально ФПГ как грантооператор получает из федерального бюджета средства в виде субсидий, но в свою очередь ФПГ предоставляет НКО средства на безвозмездной и безвозвратной основах уже в виде гранта. Таким образом, правовая природа гранта от ФПГ и гранта в форме субсидий из федерального бюджета разная.

На мой взгляд, в текущей ситуации это одно из самых важных положений, которое требует правовой определенности т.к. вопрос стоит о колоссальном объеме просветительских мероприятий, которые могут подпасть под процедуру согласования.

*Приказ Управления делами Президента РФ от 3 ноября 2020 года N 358 "Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества; ст. 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Программа просветительской деятельности
В соответствии с п. 12 Правил осуществления просветительской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2022 года N 1195, программа просветительской деятельности должна содержать:
  • 1
    Цели и задачи просветительской деятельности;
  • 2
    Сроки, формы и место реализации программы просветительской деятельности;
  • 3
    Целевая аудитория программы просветительской деятельности;
  • 4
    Информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы;
  • 5
    Источники финансирования программы.

Артем Селитраров
Комментарий юриста
По состоянию на июль 2022 года Министерством просвещения Российской Федерации не приняты документы, устанавливающие форму и порядок направления уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности и прилагаемых к нему документов. Кроме того, Министерство просвещения Российской Федерации в ближайшее время на уровне своего правового акта определит и объем сведений, который должен быть отражен в программе просветительской деятельности.

Рассмотрение программы просветительской деятельности
Министерство просвещения Российской Федерации при рассмотрении программы просветительской деятельности:
  • 1
    Проводит оценку программы на предмет соответствия законодательству Российской Федерации;
  • 2
    Проводит оценку программы на предмет соответствия Правилам осуществления просветительской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2022 г. N 1195;
  • 3
    Проводит оценку программы на предмет соответствия документам стратегического планирования;
  • 4
    При необходимости к оценке могут привлекаться специальные организации, уполномоченной Министерством на проведение такой оценки.
В случае выявления по результатам оценки несоответствия программы просветительской деятельности законодательству Российской Федерации и (или), Правилам осуществления просветительской деятельности , а также документам стратегического планирования Министерство не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации уведомляет организатора просветительской деятельности о необходимости устранения причин и условий такого несоответствия.

Организатор просветительской деятельности, получивший такое уведомление, обеспечивает приведение программы просветительской деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации, правилами осуществления просветительской деятельности, а также с документами стратегического планирования до начала ее реализации.
Общественный контроль

Контроль за просветительской деятельностью осуществляется, в том числе при посредстве общественности: о предполагаемых фактах совершения "просветителем" преступлений или административных правонарушений заинтересованные граждане и организации смогут сообщить в уполномоченные на рассмотрение таких дел государственные органы.

В случае установления признаков возможного распространения при осуществлении просветительской деятельности информации с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) Правил осуществления просветительской деятельности государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели вправе направить в Минпросвещения просвещения Российской Федерации обращение о фактах распространения такой информации. Если факт нарушения подтвердится - Минпросвещения направит организатору уведомление о необходимости его устранения.


Артем Селитраров
Комментарий юриста
Обращаю внимание, что в текущей редакции правил осуществления просветительской деятельности уполномоченный орган на рассмотрение программ просветительской деятельности один - Министерство просвещения Российской Федерации. Получается, что даже о небольшом местном просветительском мероприятии для детей за счет средств субсидии из муниципального бюджета придется уведомлять федеральный орган исполнительной власти. Признаюсь, что это звучит странно, с учетом 85 субъектов России с их огромными территориями в рамках муниципального деления. Не исключаю, что в будущем функции контроля за просветительской деятельности "спустятся" на региональный уровень.

Отмечу, что на сегодняшний день не предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности, а также ответственность за нарушение срока такого уведомления.
ИСКЛЮЧЕНИЕ
Правила осуществления просветительской деятельности не распространяются на отношения, связанные с осуществлением просветительской деятельности в рамках культурно-просветительской деятельности религиозных организаций.
Была ли полезна для вас статья?
Будьте в курсе!
Подписывайтесь на группу центра "Третий сектор" в VK, чтобы оперативно узнавать о всех правовых новостях в сфере деятельности некоммерческих организаций.