Сразу стоит определиться, а обязательно ли нужно создавать такой орган? В каких организационно-правовых формах можно обойтись без него?
В соответствии с действующим законодательством обязательно контрольно-ревизионный орган должен создаваться при осуществлении деятельности в следующих организационно-правовых формах:- общественные объединения (например, общественное движение; общественный фонд) в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ст. 18, 20)
- благотворительные организации в силу Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (ст. 10)
- ассоциации (союзы) в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 65.3)
- общины коренных малочисленных народов РФ
- товарищество собственников жилья и др.
Назначается ревизор (или ревизионная комиссия – 2 и более ревизора) всегда высшим органом управления в НКО и выполняет следующие полномочия:
- финансово-хозяйственный контроль за деятельностью исполнительных органов и органов управления, филиалов и представительств (при наличии);
- проверка финансовой документации, заключений комиссий по инвентаризации имущества;
- проверка законности сделок;
- анализ соответствия ведения бухгалтерского учета;
- анализ финансового состояния НКО и др.
При этом Ревизор для выполнения своих обязанностей может запрашивать и получать от органов управления НКО соответствующую документацию.
Результатом деятельности ревизора является составленный по результатам проведения проверки акт ревизии – заключение, в содержание которого вносится подтверждение достоверности данных из отчетов и иной документации и информация о выявленных фактах нарушения.
Контрольно-ревизионный орган может быть:
- единоличным органом (ревизор, контроллер-ревизор);
- коллегиальным органом (контрольно-ревизионная комиссия, ревизионная комиссия, контрольная комиссия), в состав которого должно входить не менее 2 человек.
Регламентировать деятельность ревизора (помимо федерального законодательства) можно:
- В уставе (прописываются сроки полномочий, порядок избрания, созыва членов контрольно-ревизионного органа)
- Путем принятия специального положения о Ревизоре НКО, в котором обычно раскрываются следующие положения:
- Название контрольно-ревизионного органа, его статус, количественный состав
- Порядок назначения/избрания;
- Срок, на который назначается/избирается;
- Компетенция/полномочия ревизора;
- На какой основе осуществляет деятельность ревизор (безвозмездно; предусматривается заключение договора гражданско-правового характера, компенсация);
- Порядок проведения проверок;
- Взаимодействие ревизора с другими органами управления НКО
- Запросы ревизора;
- Ответственность ревизора.
Ревизор осуществляет свою деятельность на общественных началах, но законодательством не запрещено заключение с ревизором гражданско-правового договора, но эта возможность должна быть прямо прописана в уставе или в положении о ревизоре (ревизионной комиссии) НКО. Также в указанных документах может быть предусмотрена возможность компенсации расходов, связанных с исполнением ревизором своих обязанностей.
Немаловажным является и вопрос об ответственности ревизора, например, когда контролирующие органы привлекают НКО к административной ответственности за нарушение действующего законодательства. Законодательство о некоммерческих организациях не содержит положений о полномочиях и ответственности ревизора.
Поэтому полномочия и ответственность должны быть предусмотрены в документах НКО, регламентирующих деятельность контрольно-ревизионного органа (были перечислены выше).